Как защитить ребенка от травли и издевательств в школе.

Практически любой ребенок хотя бы раз испытал на себе, что такое насмешки одноклассников. Несерьезные поддразнивания только помогают ребенку взрослеть и развиваться, но иногда они переходят в оскорбления и агрессию, и это уже серьезно. Такое поведение может выражаться многими способами, суть его всегда заключается в одном: слабый ребенок чувствует себя жертвой более сильного.

Оскорбления условно можно разделить на 3 категории:

• физические (избиение, толкание),
• вербальные (словесные оскорбления и унижения) и
• эмоциональные (манипуляция чувствами, сплетни, исключение из общих игр, бойкот).

Жертвами чаще всего становятся дети, которые переживают домашнее насилие либо являются свидетелями такового. Причем, это не обязательно избиение или физические наказания. Риск быть обиженным возрастает у ребенка, к которому предъявляют завышенные требования, запугивают, ругают за плохие оценки и всячески культивируют комплекс неполноценности. Когда он приходит в школу, на нем будто надет панцирь жертвы, и другие дети это бессознательно чувствуют.
Издевательства распространены как среди мальчиков, гак и среди девочек. У мальчиков это обычно происходит заметнее, так как чаще связано с физическими проявлениями. Девочки предпочитают оскорблять менее откровенно, исподтишка: говорить колкости, распускать обидные слухи, исключать из сложившихся компаний. В компаниях девочки также часто дразнят и оскорбляют других, более слабых девочек.
Дети, которые подвергаются оскорблениям и подразниваниям, испытывают серьезные психологические и физические трудности.
Если вы заметили у ребенка синяки, царапины, пропажу вещей или их порчу, ни в коем случае не оставляйте этот факт без внимания. Но и не слишком давите, ведь избиение, как правило, очень унизительно для ребенка, он считает это чем-то постыдным и вряд ли станет сходу делиться переживаниями.
Обращайте внимание на изменения в поведении: ребенок стал замкнутым, угрюмым, напряженным, апатичным или, наоборот, легко возбудимым и раздражительным. Позже могут присоединиться и психосоматические нарушения (бессонница, понос, энурез, обмороки, боли в области сердца и головные боли). Однозначно тревожный звонок – ребенок не хочет идти в школу, делает заявления типа: «Больше я туда не пойду!».
Чтобы ребенок не попал в зону риска, ему нужна ваша поддержка. Всегда интересуйтесь его делами, спрашивайте, как прошел день, причем требуйте от ребенка конкретики, а не общих фраз типа: «все хорошо». Попросите классного руководителя присматривать за ним, но так, чтобы сам ребенок об этом не знал.
В первую очередь, научите ребенка правильно реагировать на выпады сверстников. Самым правильным в такой ситуации будет холодное игнорирование и смена привычного поведения. Научите ребенка не показывать агрессору страх, не давать те эмоции, ради которых все это устраивается, помогите найти способ расслабиться в момент наивысшего напряжения. Обычно ребенок в ответ на обиды убегает или начинает кричать и плакать. Этот поведенческий стереотип можно и нужно сменить. Например, вместо плача ребенок может громко засмеяться или проявить самообладание. Также помогает все, что способствует повышению самооценки ребенка – занятия, в которых он может быть успешным (спорт, творчество и т. д.)

И помните, дорогие родители, что ребенок, который получает достаточно родительской любви, заботы и внимания, имеет наименьшие шансы стать жертвой издевательств либо их инициатором.

 

© Кобринский ТЦСОН, 2016—2100. All Rights Reserved.